Открытка на металле


Открытка на металле

Открытка на металле

Открытка на металле






Первые силачки-борцы

Мария Лоорберг (Марина Лурс) и Анетта Буш

Maria Loorberg and Anette Busch
Мария Лоорберг (слева, исп. Кайрэ Вилгатс) и Анетта Буш (исп. Триин Лептл).
Афиша сз спектакля "Она поборола 100 мужчин" в театре Эндла в Пярну.
Ресурс
Wrestling

Конец 19 и начало 20 века ознаменовались расцветом силового спорта и спортивной борьбы, в особенности, цирковой.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков цирковая борьба стала одним из самых любимых народом представлений. Цирковые борцы пользовались популярностью, сравнимой разве что с популярностью современных рок-певцов. Хотя многие борцовские поединки были срежиссированы, некоторые все-таки происходили в полную силу. Большие цирковые труппы непременно имели в своем штате команду борцов, в которую бывало входили и женщины. Борцы демонстрировали приемы друг на друге и вызывали на поединки смельчаков из публики. Нередко устраивались чемпионаты и турниры по борьбе. Выступления женщин-борцов привносили некую пикантность в грубое мужское состязание, хотя некоторые специалисты скептически относились к женской борьбе, считая ее неумелой и даже неприличной. В это время на цирковых аренах появилась плеяда блестящих женщин-силачек, которые время от времени упражнялись и в борьбе. Те силачки, которые умели ещё и бороться, пользовались повышенным интересом публики. Чрезвычайно популярными были вызовы смельчаков обоего пола на поединок с женщиной-борцом.

В 1890 году в Лондоне блистала некая блондинка по имени Нелли, которая предлагала пять фунтов (большие деньги по тем временам) любому мужчине из зрителей, который сумеет ее побороть в борцовском поедике. В 1890х женские поединки по борьбе проводились в цирке "Les Folies Bergeres" в Париже. В 1891 году Нью-Йоркская Полис-газета провела чемпионат по женской борьбе. Одетые в трико и коротко стриженые (чтобы избежать захватов за волосы) встретились мисс Элис Вильямс и мисс Сэдди Морган. Это произошло в зале "Geoghegan's Bastille of the Bowery".


Джози (Джозефина) Уолфорд-Блатт (Минерва),
первая официальная чемпионка по женской борьбе
Фото с ресурса

В 1892 году появилась на борцовских аренах и оставалась непобедимой до конца 19-го столетия. Она считается первой реальной женщиной-борцом, пришедшей с подмостков театров бурлеска. Она считается . Уолфорд весила 75кг при росте 173cm и была исключительно сильна физически. Она вышла замуж за борца и силача Чарли Блатта из Хобокена, Нью-Джерси. Блатт обучил Джози различным приёмам и трюкам, после чего она стала непобедимым борцом. Она стала первой женщиной, признанной в США реальным борцом. Однако вскоре Уолфорт пришлось преодолевать некоторую оппозицию по отношению к соревновательной женской борьбе. Она назвала себя Минервой и гастролировала по Америке с водевильными театрами демонстрируя силовые упражнения. Она отрывала от земли вес 318кг и подбрасывала гири весом 45кг. Джози выполняла и множество других силовых трюков. Будучи долгое время непобедимым борцом, она в конце концов уступила представительнице более молодого поколения, Лоре Беннетт, с которой она боролась дважды, и оба раза проиграла. Это случилось в 1900 году, когда Минерве было 36 лет.

Говоря о силачках и борцах на рубеже веков, невозможно не упомянуть двух выдающихся атлеток - Сандвину и Вулкану. из Австрии была пожалуй самой мощной силачкой своего времени, она обладала исключительными физическими данными: вес 85кг, рост 184см, окружность бицепса - 44 см, окружность запястья - 20 см, окружность ляжки - 67 см (см. снимок справа). Сандвина сумела превзойти в силовых упражнениях самого Евгения Сандова, от которого она и взяла свой псевдоним (“Сандвина” - женская производная от “Сандов”). В течение многих лет Катя выступала вместе со своей цирковой семьей. Наиболее волнующая часть семейных силовых и акробатических выступлений с участием Сандвины начиналась с момента, когда ее отец объявлял, что даст сто марок любому мужчине в зале, кто сумеет побороть Катю. Говорят, что никто не смог заработать эти сто марок. Будущий муж Кати, Макс Хейманн (с которым она прожила 52 года), был одним из смельчаков, которые приняли этот вызов. Вот что он сам рассказывал: "Когда я вышел на арену, я подумал, что, если бы я сумел заработать эти 100 марок, это было бы самым экстравагантным заработком в моей жизни. Но мои мысли были внезапно прерваны, и единственное, что я запомнил - вращение моего тела в воздухе, мелькание голубых небес в глазах, а затем свободное падение. Задыхающийся, я очутился на полу, в полубессознательном состоянии. Я увидел нагнувшуюся надо мной девушку, которая спрашивала: "Я не повредила вас?" Затем она взяла меня на руки, как куклу и понесла в свою палатку".

Другая знаменитая силачка того времени, ("Мисс Вулкана") - ирландка, жившая в Англии, выступала с акробатическими и силовыми номерами, а иногда принимала участие в цирковой борьбе. В возрасте 30 лет Вулкана имела следующие антропометрические данные: рост - 170 см, вес - 73,2 кг, окружность грудной клетки - 102 см, талия - 68 см, бицепс - 38 см, бедро - 61 см, предплечье - 30 см, шея - 38 см. Она могла поднять над головой груз в 82кг одной рукой.

Существует немало историй и легенд про подвиги Вулканы.

Атлетические номера она исполняла легко и изящно. Легендарный случай произошел, когда на цирковом представлении в Бристоле стали вызывать желающих побороться с местным борцом. Находившаяся среди публики и неузнанная мисс Вулкана, одетая как обычная женщина, вызвалась с ним бороться. Борец смутился и попытался отказаться, но публика так рьяно требовала поединка, что хозяин цирка велел борцу выйти и делать вид, что борется с дамой. Но женственного вида дама неожиданно захватила незадачливого борца за талию, перекинула через голову и бросила на ковер, оставаясь на ногах...

В самом начале 20 века в различных европейских странах, в частности, в Германии, Франции и Италии, появились команды женщин-борцов, которые участвовали в так называемых чемпионатах Мира и Европы. С тех времен сохранилось немало почтовых открыток и групповых фотографий с командами женщин-борцов.

Российская Империя (и особеннно, Эстония) тоже славилась своими силачками и борчихами. Первой следует упомянуть Марию Поддубную (по мужу – Матлаш, сценический псевдоним Матлос), сестру великого борца Ивана Поддубного (многие ошибочно считают его женой, которую тоже звали Марией). С 1889 по 1910 годах Маша Поддубная шесть раз завоевывала звание "чемпионки мира по борьбе среди дам". В цирковых афишах тех лет говорилось: "Приглашаем всех пришедших на представление попытаться поймать удачу в борьбе с Машей Поддубной, после того как она расправится с борцами из своей труппы". К сожалению, сохранилась очень скудная информация о Марии Поддубной, всегда находившейся в тени великого Ивана Поддубного (о котором, кстати, тоже известно на редкость мало).

На рубеже веков на слуху были также имена таких женщин-борцов как Фрида Дамберг (Тамберг), Анна Знаменская, Элис Вильямс, Лора Беннетт, Хаазел Паркер, Мэри Харрис.

Но безусловно, самой яркой звездой женского силового спорта и борьбы была Мария Лоорберг (сценическое имя - Марина Лурс), в то время как ее подруга и соотечественница, Анетта Буш, прославилась как непобедимый борец и пионер женского сумо

Мария Лоорберг

Мария Лоорберг (урожд. Мари Лоорбек, сценические имена - Марина Лурс или Мэри Лоорс) выдающаяся эстонская цирковая артистка, силовой атлет и борец.


Photo from

Родилась на хуторе у села Велисе в округе Рапламаа в Западной Эстонии (тогда провинция царской России) и безвременно скончалась 30 марта 1922 в тех же краях, где родилась. С детства привыкшая к тяжелому крестьянскому труду и обладая от природы крепким телосложением (в двадцать лет она весила 80кг при росте 168см), Мария мечтала стать цирковой звездой. Начиная с подросткового возраста Мария начала ездить в качестве подсобной работницы с провинциальными передвижными цирковыми труппами, где осваиваила различные цирковые профессии - трапецию, жонглирование и силовые трюки, которые тогда выполняли только мужчины.

О талантливой девушке услышал известный в Эстонии атлет и борец , который привел её в "Клуб атлетов-любителей" в Ревеле (ныне Таллинн), созданный в 1890-е годы на общественных началах энтузиастом силового атлетизма Адольфом Андрушкевичем. Это произошло в конце 1902 года, когда Лурих приехал в Ревель после успешных гастролей по Европе. В ноябре он стал чемпионом на турнире в Риге, поборов в финальной схватке Генриха Эберле. Марии тогда еще не исполнилось 22 года. Помимо Луриха, под руководством Андрушкевича в своё время тренировались такие звезды силового спорта и борьбы как Георг Гаккеншмидт и Александр Аберг. Благодаря своей целеустремлённости Мария Лоорберг быстро добивалась успехов и уже с 1905 года гастролировала по городам Эстонии и Российской Империи с номерами в качестве цирковой артистки под псевдонимом Марина Лурс, а пару лет спустя - и как борец.

Наибольшую известность Марина Лурс приобрела благодаря своим номерам с манипуляциями тяжестями. Так, например, она могла удерживать на вытянутой руке двух мужчин, а третьего раскачивать на верёвке, которую держала зубами. Сила Марины Лурс была таковой, что она без труда жонглировала двумя пудовыми (16 кг) гирями. Тем не менее в её номерах в качестве груза в основном выступали живые люди. Например, она 32 раза выжимала штангу, на которой сидели два человека общим весом в 184 кг. Однако наибольший восторг зрителей вызывали те её номера, во время которых эстонская силачка ногами удерживала коромысло с людьми. Наиболее эффектный рекорд она поставила в 1913 году, когда смогла удержать на коромысле 13 взрослых человек, при этом общий вес груза лишь едва не достиг тонны. Самым незабываемым трюком Марины Лурс стала так называемая «живая карусель», когда она ногами раскручивала коромысло с людьми, придавая при этом грузу довольно высокую скорость вращения.

Мария Лоорберг-Лурс по праву считалась лучшей спортсменкой и сильнейшей женщиной Российской Империи. Петербургский спортивный журнал “Геркулес” за 1913 год сообщал: “Особенное внимание привлекает к себе Марина Лурс. Великолепное сложение, с массивной, но изящно очерченной мускулатурой, Лурс проделывает такие номера, которые впору хорошему мужчине-атлету”. Известный пропагандист тяжелой алетики и главный редактор журнала, Иван Лебедев писал: "Она работает, как Геркулес старого доброго цирка. Каждый трюк закончен, каждое движение дышит сознанием силы, и в то же время фигура Марины Лурс не только не огрубела, а даже поражает своими мягкими, пластическими линиями... Пусть же в тех городах, где появятся цирковые плакаты Марины Лурс, пойдут в цирк посмотреть на нее городские дамы, чтобы увидеть эту дочь Евы, по праву гордую своей силой и гармонией форм". В расцвете своей спортивно-цирковой карьеры Мария Лоорберг весила 80кг (при росте 168см). Составители справочника "Эстонские тяжеловесы за сто лет: 1888-1988", имели все основания включить в него и Марию Лоорберг. Когда Мария пришла в школу Андрушкевича, это была 22-летняя деликатная хрупкая молодая женщина, весящая всего 64 килограмма. Можно представить себе, какую мышечную массу она нарастила за время занятий спортом.

В одно из своих посещений клуба Андрушкевича в 1904 году Георг Лурих убедил Марию наряду с силовым атлетизмом заняться также и борьбой. В знак благодарности Георгу Луриху за помощь и обучение Мария Лоорберг приняла сценическое имя Лурс в честь ее покровителя и учителя (от рождения Лури). С тех пор Мария стала осваивать технику спортивной борьбы, в чем ей помог Андрушкевич и другие члены атлетического клуба. Тренеры Марии научили её не только приемам популярной тогда французской (греко-римской) борьбы, но и приемам новых для того времени стилей - вольной борьбы и кетча (catch-as-catch-can – ‘хватай за что можешь’, англ.). Благодаря этим бесценным урокам Мария уже через несколько лет успешно боролась на различных аренах - с профессионалами и добровольцами обоего пола. Петербургские газеты сообщали: "В цирке братьев Рихтеров Марина Лурс вызывала на борьбу как мужчин, так и женщин".

В середине 1900-х годов Марина Лурс состояла в петербургской команде-труппе женщин-борцов под руководством еще одного выходца из Эстонии, Алекса Мюллера. В этом клубе тренировались и выступали на аренах Российской Империи лучшие женщины-борцы той эпохи. В ней было около 20 женщин-борцов из Эстонии, в том числе, Анетта Буш, Розалия Пельтманн (Рейтер), Линда Беллинг, Аугуста Йост, Тровеллус (Оффенбахер) и Фрида Дамберг (Тамберг). В этой команде Мария подружилась с самой могучей борчихой, Анеттой Буш, с которой потом совершила длительное путешествие по Азии. Кстати, в начале ХХ века в маленькой тихой Эстонии появилась целая плеяда силачей и борцов обоего пола. Из мужчин - это прежде всего прославленные , и .

В свое время Мария Лоорберг приобрела огромную популярность, а в Эстонии ее называли женщиной-Калев (Калев - эстонский народный эпический герой). Ее до сих пор почитают в Эстонии как выдающуюся силачку и борца. К сожалению, очень мало известно о ее недолгой, но яркой жизни.

Мария Лоорберг. Иллюстрации


Постре с объявлением
о выступлении Марины Лурс

Мария Лоорберг.
Фото и статьи
"Женщины-атлеты
на аренах"
"Наука и жизнь"
№5, 1990г.

'Мария Лоорберг - женщина-борец'
(1901-1913)
Фото неизвестного автора
Перепечатка с ресурса

Эстонская женщина-борец
(вероятнее всего, Мария Лоорберг)
Почтовая открытка, 1910г.
С ресурса

Мария Лоорберг

С ресурса


'Богатырша Мария Лоорберг'
Фото 'Märjamaa Weekly'.
Resource

Мария Лоорберг со своей матерью
Фото с ресурса

Мария Лоорберг
Источник неизвестен

Анетта Буш

Другая выдающаяся эстонская женщина-борец, Анетта Буш, (1882-1969) была ближайшей соратницей и подругой Марии Лоорберг.


Анетта Буш (предположительно)-
лучшая женщина-борец
в команде Алекса Мюллера
Фото неизвестного автора

Анетта Буш родилась в 1882 году в провинциальной эстонской деревне, в районе города Рапла. В подростковом возрасте, она переехала в Таллинн и стала тренироваться в местном атлетическом клубе, где обучалась основам различных видов спорта. Затем она переехала в Россию, где была принята в цирковую труппу.

Анетта стала сильнейшей женщиной цирковой труппы; она исполняла наиболее сложные силовые номера: рвала железные цепи, заворачивала железные прутья вокруг руки, разламывала медные монеты пополам – и все это голыми руками..э И исполняла она эти номера с легкостью, без видимого напряжения.

Анетта обладала беспрецедентными для женщины физическими данными. Ее коронным номером был так называемый «бой с быком», в котором она держала быка за рога, заставляя его пятится назад.


Анетта Буш на афише. Ок. 1907г.

Начиная с 1907 года Мария Лоорберг и Анетта Буш предприняли свои знаменитые гастроли, которые продолжались в течение многих месяцев; женщины посетили многие регионы Царской России, включая Сибирь, Центральную Азию, Дальний Восток, Японию и Китай. Они выступали во многих городах и населенных пунктах, где демонстрировали силовые номера и вызывали местных борцов и добровольцев на поединки. Люди повсюду восторгались бродячими силачками, которые способны были бороться с мужчинами. Однажды, во время их гастролей в грузинском городе Поти случился грандиозный скандал: Анетта уложила на лопатки сильнейшего местного борца, который стал посмешищем земляков. Горячий сын Кавказа, не в силах перенести позор, решил зарезать дерзкую женщину. Но друзья-грузины выручили ее. Эстонские атлетки поражали публику недюжинной силой, мужеством и отточенными борцовскими навыками. Мария и Аннетта уложили на лопатки немало мужчин. Эстонский писатель Андрес Эхин написал об этих неординарных женщинах роман в письмах, название которого говорит само за себя: "Она сборола сотню мужчин".

Молва о двух необыкновенно сильных девушках достигла императора Японии и эмира Бухары. Оба влядыки пожелали видеть их собственными глазами, чтобы воочию убедиться, что девушки действительно так сильны, как о них говорят. В отличие от других мест, где зрителями Марии и Анетты был простой люд, в Бухаре и в Японии они выступали перед знатью. Дочери голубых кровей были настолько восхищены силой двух женщин, что щедро одарили их.

Жизнь Марии Лоорберг, к сожалению, оборвалась рано, в то время как Анетта Буш прожила долгую жизнь вдали от родины. Во время революции и Гражданской войны (1917-1920) Анетта оказалась в Сибири. Оценив ситуацию в России, Анетта решила покинуть ее, перешла границу и поселилась в Китае, как делали многие россияне того времени, спасаясь от войны и большевиков. На речной переправе она познакомилась с чешским офицером, Йозефом Хлиновским, который вырвался из большевистского плена. Она подружились, а затем поженились.

После непродолжительного пребывания в Шанхае супруги направились в Японию, где их ожидал успех. Йозеф стал менеджером Анетты и сумел на этом заработать немало денег. Секрет ее успеха в Японии понятен – она была первой женщиной-борцом, приехавшей из-за рубежа. Владельцы цирков буквально дрались за право заполучить ее на свои представления.

Помимо успехов в борьбе, Анетта прославилась силовыми номерами: она выполняла гимнастический мостик, а ей на грудь ставили платформу, на которой удобно располагался оркестр из десяти человек и исполнял бравурную музыку. Публика, наблюдавшая трюк, приходила в экстаз. Супруги предприняли несколько путешествий в Корею и Китай, Филиппины и Тайвань. Где бы ни выступала Анетта, ей сопутствовал громкий успех.

Задолго до того, как борьба сумо стала популярной в Европе, эстонская сумоистка радовала японских болельщиков. Уже в 1920-30х годах японци знали гигантшу сумо, Анетту (Анну) Буш. Живя в Японии, Анетта освоила японский язык и изучила борьбу сумо. Ее соперниками были мужчины, которых она поражала и устрашала своим мощным телосложением (она стала весить 130кг) и превосходной борцовской техникой. Она стала кумиром японцев. «Сумоистка из Евроы» с удовольствием гастролировала по всей Японии, посетив ее многочисленные острова.

За пятнадцать лет работы в цирках Анетта Буш заработала неплохое состояние, частично потратив его на коллекционирование жемчуга.

В конце тридцатых годов Буш планировала вернуться в Эстонию и провести остаток жизни на родине, но грозные мировые события не дали ей осуществить это намерение. Она осталась в Японии и прожила там долгую спокойную жизнь. Скончалась Анетта Буш в 1969 году, в возрасте 87 лет...

Следует сказать, что в те времена многие цирковые представления строились на обмане публики, а большинство борцовских схваток были срежиссированны, а результат заранее предопределен Недаром возникла борцовская легенда про "гамбургский счет": старые борцы встречались в гамбургской таверне, вдали от публики и работодателей, для того, чтобы выяснить сами для себя, "без дураков", кто действительно сильнее. Что касается женской цирковой борьбы, то технический и спортивный уровень большинства женских схваток был крайне низким, и спортивные специалисты к ним серьезно не относились. Все это никак не относится к Марине Лурс - в свое время она была одной из немногих настоящих спортсменок - в современном смысле слова - если она работала с тяжестями, то они были настоящими, если она боролась, то без подстав.

Анетта Буш. Иллюстрации


Афиша ок. 1907г.:
"Цирк Шапито. Дама-борец.
Непобедимая мадам Анна
вызывает на борьбу
добровольцев обоего пола"

Анетта Буш -
прославленная японская силачка и борец
Ресурс

Анетта Буш в Японии
Закручивание железного прута
вокруг руки
Из эстонской газеты
Anette Busch
1920е годы, Япония. 120-килограммовая сумоистка Анетта Буш (слева)
ошеломляет не только мужчину-соперника,
но и мужчин-зрителей вокруг дохё
Фото с эстонского веб ресурса

July 30, 2008
Updated in May 2011 and April 2015

Источники

References

(по-эстонски). Eesti Ekspress

(по-эстонски). Eesti Ekspress

(Роман, по-эстонски)

(по-чешски)

(по-английски)

(по-английски)

(по-эстонски)

(по-эстонски)

(по-английски)

Автор Хейли Рейнарт (по-эстонски).

.

Иллюстрации

ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЩЁЛКНИТЕ НА НЕГО; ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ ЕГО В ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ЩЁЛКНИТЕ НА НЕГО СНОВА

Все изображения перепечатываются в соответствии с концепцией "справедливого использования" (Fair Use) и с международными законами по авторским правами.

Афиша спектакля "Она поборола 100 мужчин" в театре Эндла в Пярну.
Мария Лоорберг (слева, исп. Кайрэ Вилгатс) и Анетта Буш (исп. Триин Лептл). Ресурс
Marina Lurs ansd Anette Busch
Эпизод спектакля Пярнусского театра Эндла "Она поборола сотню мужчин"
Мария Лоорберг (слева, исп. Кайрэ Вилгатс) и Анетта Буш (справа, исп. Триин Лептл). В центре - тренер Алекс Мюллер (Георгий Власов).
Фото Антса Лиигуса. Ресурс
Marina Lurs
Почтовая карточка 1900-х годов.
Справа - предположительно Мария Лоорберг.
Sandwina
Сандвина
Vulkana
Вулкана.
Alice Williams and Sadie Morgan
Первый женский борцовский поединок
по правилам французской борьбы.
Эллис Виллямс и Сэди Морган. 1891
Из
Wrestling team
Female wrestling team. 1900s
From
Wrestling team
Команда женщин-борцов, 1900е
Из
Wrestling team
Команда женщин-борцов, 1900
Из
Wrestling team
Команда женщин-борцов, 1900е
Из

Немецкая почтовая открытка, 1900-е годы.
Wrestlers
Почтовая открытка: Дамский борцовский поединок. 1900-е годы
Wrestlers
Почтовая открытка: Дамский борцовский поединок. 1900-е годы
Wrestlers
Почтовая открытка: Дамский борцовский поединок. 1900-е годы
Wrestlers
Почтовая открытка: Дамский борцовский поединок. 1900-е годы
Wrestlers
Из серии иллюстраций с женщинами-борцами
Прибл. конец 1890-х - начало 1900-х годов.
Ресурс
Wrestlers
Из серии иллюстраций с женщинами-борцами
Прибл. конец 1890-х - начало 1900-х годов.
Ресурс
Wrestlers
Из серии иллюстраций с женщинами-борцами
Прибл. 1900-1910-е годы.
Ресурс
Wrestlers
Цирковая борьба Афродиты с Минервой
Прибл. 1900-1910-е годы.
Ресурс
Wrestlers
Женская борьба. Карикатура
Прибл. 1912г. Из

Женщина борется с мужчиной. Фрагмент работы французского художника Эдгара Шахина, 1902
С ресурса

"Женская борьба в Девоншире"
Литография Жана Вебера. 1898г.
From the resource

"Борчихи" Литография Жана Вебера. 1901г.
From the resource

"Женская борьба в Крестовском саду в Петрограде".
Афиша в газете "Русское Слово". 23 (10) мая 1917г.
Источник

"Женская борьба" Рисунок Отто Фишера-Ламберга (1886 - 1963).
Источник:

"Женская борьба на Монмартре, 1889".
Из

"Борцы из Руанав 1868 году. Гравюра Анри Шама.
Это первое изображение динамического женского борцовского поединка перед зрителями. Из
Wrestler
Женщина-борец на рубеже веков. Почтовая открытка. 'Rykoff Collection'
Ресурс
Gisela Stellingen and Rosa Kotowski
Гизела Штеллинген и Роза Котовски демонстрируют приемы французской борьбы на чемпионате Европы по женской борьбе в 1901 году.
Ресурс
Maria Poddubnaya
Мария Поддубная-Матлос (справа) со своей соперницей на арене в Гамбурге. Дата неизвестна
Rosalie Reiter
Розалия Пельтман (Рейтер)
Ресурс
Reiter and Trowellus
Борцы команды Мюллера Розалия Пельтман (Рейтер), справа и Тровеллус (Оффенбахер). Ресурс
Frieda Damberg
Фрида Дамберг (Тамберг). Ресурс
Marina Lurs
Марина Лурс держит 9 мужчин не коромысле

Борьба обнажённых. Около 1920-х годов

Мисс Бланше Уитни,
дама-борец, чемпионка мира,
туширует соперницу. 1911

"Дама-борец Бланше Уитни".
Шапито представление в парке развлечений Уайт Сити. 1911
Liqueur
Шоколадный ликёр "Сильная Мария"
"Имперская крепость". Таллинн, Эстония
Wrestling 1905
Демонстрация приёмов французской борьбы в 1905 году
Видеоролик от "British Pathe"

Эксклюзив Клуба Женских Единоборств


Источник: http://www.fscclub.com/history/fame-strong.shtml





Открытка на металле фото


Открытка на металле

Открытка на металле

Открытка на металле

Открытка на металле

Открытка на металле

Открытка на металле

Открытка на металле

Читать: